Если с окружающих Вильнюс холмов окинуть
старый город одним взором, откроется панорама насыщенная барокко. Этот
вид напоминает южноевропейские католические города (на протестантском
северо-западе помпезный и театральный стиль не получил большого
распростронения.
Ярче всего Вильнюсскую готику представляет
костел св. Анны. Грациозное здание из красного кирпича удивительно
стремительно вонзается в небо. А, своды, арки и нервюры настолько
изящны, что напоминают кружева.
Более раняя готика, со временем,
перестраивалась и становилась фундаментом на котором вырастали костелы и
дворцы в стиле ренесанса (мы посетим ансамбль старого Университета,
здание Художестенной Академии, Дворец Правителей ). Но, особенное
распространение получил стиль барокко.
Ранний барокко более здержаный и статичный, это ярко выраженно в монолите костела св. Казимира.
В облике костела св. св. Петра и Павла
возрастает динамика, преобладают пышные формы, появляется театральность и
многословие- это уже зрелый барокко.
Все эти черты заостряются в архитектуре
костелов св. Котрины, Всех Святых и особенно ярко в храме Мисионеров.
Все эти строения расположенны недалеко друг от друга, в старом городе.
Рубеж 17-18 веков означает начало упадка
польско-литовского государства. Век смуты совпадает с расцветом барокко в
Литве и строительством и перестройкой множества культовых зданий.
Войнами и эпидемиямми измученые горожане, как будто, отстраняясь от
ужасных реалий, строят многочисленные храмы, ожидая небесного спасения.
Вильнюсский барокко- экспрессивный и
экзальтированный. Изящество и грациозность башен в некоторых костелах
(соотношение широты и высоты 1/10) граничит со строительными
возможностями. Пышные архитектурные формы, театральные позы скульптур и
угрюмые символы смерти, словно, отражают хрупкость бытия тех лет...
Пешая и на автомобиле