Маршрут экскурсии: Ереван
Матенадаран, который был открыт 1 марта 1959 г., представляет собой научно-исследовательский институт и уникальное в своем роде хранилище древних рукописей.
В фондах Матенадарана хранятся и изучаются более 16 тысяч рукописей о вековой истории армянского народа, его искусстве, литературе и естественных науках. Это работы более чем 80 армянских летописцев Х - ХVIII веков и их современников, а также переводы выдающихся ученых и мыслителей древности и средневековья.
Здесь хранятся также единичные и древнейшие экземпляры рукописей мировой литературы, подлинники которых безвозвратно утеряны, и сегодня человечество знакомится с ними только в армянском переводе.
Матенадаран имеет особое значение и как художественный музей, где представлена уникальная коллекция книжной живописи и тех видов декоративно-прикладного творчества, которые связаны с искусством рукописной книги: образцов тканей, тиснения по коже, металлопластики и ювелирных изделий.
В Матенадаране на уровне цокольного этажа располагаются хранилища рукописей, а также лаборатории для работы над рукописями. В верхних этажах размещены выставочные залы, рабочие кабинеты, читательский зал, каталоги.
Здание М. построено в 1959 (архитектор М. Григорян). Фонды Матенадарана (на 1972) насчитывают 12 960 армянских манускриптов и свыше 100 тысяч старинных архивных документов, около 2000 рукописей на арабском, персидском и других языках. Рукописи Матенадарана имеют большую научную и историческую ценность как важнейшие первоисточники для изучения истории и духовной культуры Армении, а также соседних народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока.
Национальный исторический музей Армении — главный исторический музей, расположенный в городе Ереван. Музей был основан в 1921 году вместе с Картинной галереей Армении, с которой делит общее здание музейного комплекса, расположенное на площади Республики. Национальный исторический музей занимает нижние два этажа комплекса.
Экспозиция музея разделена на несколько отделов: археологический, этнографический, отдел нумизматики, отдел исторической архитектуры, и отдел новой и новейшей истории Армении. В музее представлены предметы материальной культуры, обнаруженные на территории Армении и относящиеся к периодам, начиная с каменного века до конца XIX века.
В первых залах помещено собрание археологических находок. Среди них выделяются предметы «лчашенской» культуры, названные так по месту находки — селу Лчашен. Опустившиеся воды озера Севан открыли поселение XIII века до н. э. Там в первозданной сохранности были найдены две четырёхколёсные повозки из дерева, оружие, украшения, керамика и другие предметы, находящиеся сейчас в экспозиции. В следующем разделе представлены предметы материальной культуры, обнаруженные при археологических изысканиях в различных районах Армении.
Раскопки крепостей-городов государства Урарту — Тейшебаини и Эребуни позволили создать подробную экспозицию предметов быта и произведений искусства Урарту. Керамика — от небольших сосудов для притираний до гигантских карасов, ёмкостей для хранения зерна и вина, оружие, бронзовая скульптура и клинописи на камне. Ценным экспонатом музея являются доспехи царя Урарту Аргишти I — шлем и щит, орнаментированные рядами рельефных изображений.
Культура Армении времён III—II вв. до н. э. представлена экспонатами эллинистического периода, среди них — мраморный торс Артемиды.
Раннехристианские памятники Армении — скульптурные рельефы, стенописи, книжная миниатюра, предметы быта, орудия труда также позволяют проследить ход развития духовной и материальной культуры народа.
Несколько образцов хачкаров из различных мест Армении, в том числе хачкар X века из Норадуза, «кружевной» хачкар из Гошаванка, подписанный автором — Фавстосом, дают представление о развитии этой, присущей только Армении, архитектурной миниатюры.
Верхние залы музея начинаются с показа образцов средневековой армянской керамики — чаш, кувшинов, ваз и блюд самой различной формы, добытых при раскопках двух столиц Армении — Ани и Двина.
Затем следуют залы, посвященные новому времени. В них представлены предметы декоративно-прикладного искусства — одежда, ткани, вышивки, ковры. Можно осмотреть украшения из серебра, образцы оружия. Кроме того, в экспозицию включены образцы старопечатных армянских книг, печатный станок той эпохи. Представлены некоторые дипломатические документы, указы Российских государей, касающихся жизни армянских общин на территории России.
Музей истории г. Еревана основан в 1931г.
В момент основания музей занимал одну из комнат на 2-ом этаже здания пожарного управления г. Еревана. В 1936г. музей был переведен в Голубую мечеть (Гёй-Джами), где функционировал около 60 лет.
В 1994-1997 гг. музей находился в здании бывшей женской гимназии Рипсимян, а в 1997 2005гг. - в здании средней школы N1 имени Шаумяна.
В 2005г. музей обосновался в новом здании мэрии г. Еревана, который представляет из себя единый архитектурный комплекс.
В фондах музея истории города собрано около 90 тыс. экспонатов, которые представляют различные периоды существования Еревана, начиная со времен основания города и заканчивая сегодняшним днем.
В музее собраны древнейшие предметы быта, уникальные средневековые книги, графические рисунки заграничных путешественников, посетивших Ереван, воинские знамена, награды и оружие, ювелирные украшения, первые телефонные и киносъемочные аппараты, и, конечно же, историческая запись Урартского царя Аргишти I, где указывается дата основания города-крепости Эребуни (сегодняшнего Еревана) - 782 г. до н. э.
А благодаря объемным панорамам-макетам, воссозданым по сохранившимся планам, рисункам и фотографиям, посетители могут составить представление о старом Ереване.
В экспозиции можно обнаружить немало предметов, относящихся к истории техники - часы и часовые механизмы, в их числе башенные часы города, оборудование типографии, первые телефонные аппараты и киносъемочный аппарат зари кинематографа.
Сергей Параджанов - великий режиссер, создавший новый язык кино, художник, искусство которого не имеет аналогов в мировом искусстве.
И хотя, знаменитый кинорежиссер никогда в Армении не жил, но все свое художественное наследие - коллажи, рисунки, инсталляции - завещал родине своих предков. Для более близкого знакомства с его творчеством, в 1988 году по решению правительства, в Ереване был основан музей С. Параджанова. Землетрясение 1988 года задержало строительство, и музей был открыт только в 1991 году. Основу собрания составляют больше 600 работ Параджанова, а также интерьер Тифлисского дома и личные вещи, перевезённые в Ереван ещё при жизни художника по его разрешению.
Большой интерес представляет собой художественное творчество режиссера: коллажи, керамика, куклы, головные уборы, рисунки, ассамбляжи, эскизы к фильмам, отзывы о его фильмах, напечатанные во всемирно известной прессе, а также все те вещи и личные предметы, которые открывают нам Сергея Параджанова как человека с незаурядной индивидуальностью, прошедшего весьма тяжкий жизненный путь. Сейчас, коллекция музея состоит из около 1400 экспонатов.
Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей, таких как: «Тени забытых предков», «Саят-Нова» и «Легенда Сурамской крепость», которая принесла ему международное признание, и привело к пожизненной преследований со стороны советской власти.
В 1989 году Параджанов начал снимать автобиографический фильм «Исповедь» на «Арменфильме», но начатая работа была вскоре прервана из-за прогрессирующей болезни режиссера. По приглашению правительства Франции он отправился для лечения в Париж. К несчастью, болезнь была уже неизлечима. 21 июля 1990 года Параджанов скончался в Ереване и был похоронен в Пантеоне столицы Армении, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства.
Параджанов — народный артист УССР (с 1990 года), лауреат Госпремии Украины имени Тараса Шевченко (посмертно, 1991 г.). Решением ЮНЕСКО 1999 год был назван его годом. Его имя также присвоено планете № 3963.
Экскурсии в музее проводятся на армянском, русском, английском, французском и немецком языках.
Кафедральный собор Св. Григория Просветителя — самый крупный храм в Ереване и второй по величине в Закавказье (после Цминда Самеба в Тбилиси). Он возведен в начале 21 века с благословения главы армянской христианской церкви Гарегина I и освящен в 2001 г. Армения — первая страна, где учение Христа получило статус государственной религии, что стало возможным во многом благодаря Григорию Просветителю. Храмовый комплекс включает в себя несколько сооружений, посвященных святому и его сподвижникам, где хранятся ценные реликвии.
Мощи святого Григория несколько веков находились в Неаполе и после постройки собора были переданы ему Папой Римским Иоанном Павлом II.